О колледже

История колледжа

Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей занимает видное место в системе музыкального образования Воронежского края, да и России в целом. Он является неотъемлемой частью культурной жизни столицы Черноземья, бережно хранит и развивает высокие традиции музыкальной классики. Выпускники колледжа с гордостью вспоминают годы, проведенные в стенах этого учебного заведения, одного из старейших в России, ибо на всю жизнь период учебы остаётся для них временем интереснейших поисков, встреч с замечательными мастерами русской и зарубежной музыкальной культуры, временем, определившим дальнейшую творческую судьбу молодого музыканта, открывшим дорогу в большое искусство.

Выпускники колледжа работают в крупнейших оркестрах, музыкальных театрах, учебных заведениях страны и зарубежья. Попасть в число студентов этого учебного заведения мечта многих молодых людей, тех, кто хочет стать профессиональным музыкантом.
История училища началась 3 октября (16 октября по новому стилю) 1904 года, когда в городе Воронеже состоялся торжественный молебен по случаю открытия Воронежским отделением Императорского Русского музыкального общества Музыкальных классов, переименованных затем (в 1911 году) в музыкальное училище.

Здесь под руководством К.А. Миньяр-Белоручева было организовано обучение игре на фортепиано, скрипке, виолончели и сольному пению. Исключительные организаторские способности, энтузиазм, любовь к музыке и педагогическому труду позволили первому директору привлечь к работе в училище 6 ведущих музыкантов и артистов города, а также приехавших в Воронеж талантливых выпускников Московской и С. -Петербургской консерваторий. Класс скрипки вели Э.В. Голи и В.Я. Белоусов, пения – Н.А. Белоручева — Миньяр, фортепиано – В.А. Балк, М.П. Атоменская, С.М. Эльцина, Ю.Е. Иллютович, А.К. Дзерве, В.А. Огарева. Первый набор студентов составил 56 человек. Годовая плата за обучение — 80 рублей. Первые годы под учебные классы арендовали разные здания: в 1904- 1908 году занятия проводились в доме Махновец на улице Мясницкой, затем в доме Стрижевского по улице Никитинской.
Необходимо отметить, что музыкальное образование жители города получали и до открытия училища. Среди самых известных частнопрактикующих преподавателей музыки воронежские газеты конца 19 века называют Витольда Ганнибаловича Ростроповича (1856—1913), приехавшего в Воронеж в 1879 году. Получив инженерное и музыкальное образование, он выбрал музыку своей профессией, остался в Воронеже навсегда, положив начало династии известнейших российских музыкантов. В 1889 году В.Г. Ростропович стал преподавателем игры на фортепиано в мужской губернской гимназии. В числе его учеников были известные в Воронеже люди: литературовед Б.М. Эйхенбаум и его брат Всеволод, а также Гавриил Иванович Романовский, впоследствии знаменитый пианист и педагог музыкального училища. В.Г. Ростропович активно участвовал в музыкальной жизни города, входил в число директоров Воронежского отделения Императорского Русского музыкального общества, играл во многих концертах, проходивших в зале Дворянского депутатского собрания и в доме губернатора. Большую известность В.Г. Ростропович приобрел как составитель и редактор сборников педагогического репертуара, которые издавались в Воронеже с середины 1880-х годов и поступали в продажу во многих городах России. Любовь отца к музыке унаследовал младший из его детей, Леопольд, родившийся 26 февраля 1892 года. Несколько лет Леопольд Ростропович провел в гимназии, потом учился у виолончелиста А.А. Лукинича, а с 1904 года уже выступал в концертах с отцом. В 1905—1910 гг. Л.В. Ростропович учился в Петербургской консерватории, в классе признанного виолончелиста Александра Вержбиловича. Затем последовали концерты в России и за границей, работа в Мариинском театре.
Широкий интерес воронежской публики к музыке и музыкальному образованию подвигли Правление Императорского Русского музыкального общества к решению об открытии учебного заведения по подготовке профессиональных музыкантов. Председателем ИРМО был действительный статский советник, камергер Высочайшего двора Сергей Михайлович Сомов – известнейший в городе меценат и покровитель искусств. На средства его брата, тоже мецената, А.М. Сомова на усадьбе третьего брата – уполномоченного главной дирекции Императорского музыкального общества М.М.Сомова в 1913 году по проекту известного архитектора М.Н. Замятина было построено специально для Воронежского музыкального училища трехэтажное учебное здание, торжественно освященное в декабре 1913 года. На открытии здания были исполнены Первая симфония Л. Бетховена и «Хвалебный гимн» Ф. Мендельсона. С этих пор училище, обладатель одного из самых лучших по акустике помещений города, стало центром концертной жизни Воронежа.
Директорами училища в дореволюционный период были: с момента основания до 1910 года – Константин Александрович Миньяр-Белоручев (1874—1944) с 1911 по 1912 год – Вильгельм Карлович Минус (преподаватель фортепиано и гармонии), с 1912 по 1918 год – Эмилий Вячеславович Голи (1885—1972). В 1919 году Голи уехал на родину, в Чехословакию, где стал известным музыковедом, писал труды по истории русской скрипичной школы, возглавлял Общество чешско-советской дружбы.
События 1917 года повлекли за собой глубокие изменения и в области музыкального образования в России. Подписанный В.И. Лениным декрет «О переходе Петроградской и Московской консерваторий в ведение народного комиссариата просвещения» явился фундаментом совершенно новой для России государственной системы музыкального образования. С 1918 по 1922 годы училище стало называться народной консерваторией. Доступность получения музыкального образования для широких народных масс вызвала приток талантливой молодежи. В 1919 году число студентов училища достигло 346 человек. Жизнь в стенах учебного заведения кипела, как и во всей стране. Студенты вместе с преподавателями смело брались за постановки оперных спектаклей (ставились «Евгений Онегин», «Севильский цирюльник», «Травиата», «Русалка», «Бал-маскарад»), исполнялась музыка выдающихся русских и зарубежных композиторов. Слушателями концертных мероприятий становятся помимо представителей интеллигенции, рабочие, крестьяне, красноармейцы. Открываются новые специальности: народных инструментов, арфы, а также теоретико — композиторский отдел. Разворачивается работа оркестрового и хорового классов. В училище преподают известные музыканты, с удовольствием сочетавшие педагогику с исполнительской практикой. Карл Карлович Шваб (окончивший Штутгартскую консерваторию сразу по 3-м специальностям — композиции, фортепиано, флейте) вдохновил часто бывавшего на его концертах Осипа Мандельштама на целый ряд стихотворных произведений. 24 августа 1922 года в здании консерватории с концертом выступил виолончелист Леопольд Ростропович (1892—1942), в этот день звучала музыка С. Рахманинова.
В 1934 году к ранее существовавшему зданию пристраивается 4-х этажный дополнительный корпус. В предвоенный период в музыкальном техникуме (так называлось училище с 1922 по 1936 год) вместе с музыкальной школой при нем обучалось 640 человек и работало свыше 60 преподавателей, причем 26 из них были выпускниками родного учебного заведения.
Среди выпускников предвоенных лет многие, после окончания консерваторий, стали известными деятелями: Белоцерковский – заместитель начальника Управления по делам искусств при Совете Министров РСФСР, Константин Массалитинов – художественный руководитель Воронежского народного хора, Яков Мильштейн – кандидат искусствоведения, профессор Московской консерватории, Иван Петров – засл. деятель искусств РСФСР, начальник военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР, главный дирижер Советской Армии, Татьяна Докукина – ассистент кафедры пения Ленинградской консерватории, Серафим Попов – преподаватель Московской консерватории и руководитель хора Советской оперы, Галина Рогинская – директор Воронежского русского народного хора, Елена Артемова — директор Воронежского музыкального училища и многие другие.
В большей части за счет подготовленных училищем специалистов начала работать областная филармония. В эти годы в числе артистов симфонического оркестра были М. Крячко, И. Медведева, О.Тараканова, Ф.Авдеев и другие.
Директорами консерватории, а затем музыкального техникума и училища в предвоенные годы были: с 1918 по 1922 год – композитор Иван Иванович Чернов (1872—1952), с 1922-по 1923 го – Арон Рафаилович Рубинштейн (1880—1959), с 1923 по 1926 год – Б.П. Венценосцев, с 1926 по 1927 год – Александр Петрович Постников (1878-?, ученик А.К. Лядова и Н.А. Римского-Корсакова), с 1927 по 1929 год Яков Львович Бланк (1897-?), с 1919 по 1930 год – альтист М.Г. Беляков, с 1930 по 1941 год – Сергей Мартынович Саркисьянц.
Так было до начала Великой отечественной войны. В период с 1941 года и до эвакуации в 1942 году училище возглавлял известный воронежский музыкант и музыковед Юрий Васильевич Воронцов. Год войны стал суровым испытанием, и в числе защитников Родины оказались многие преподаватели и студенты училища. Не всем довелось вернуться живыми домой, в числе геройски погибших был преподаватель училища А.И. Фомицкий. Преподаватели П. Зубков, Крутов, Бобровский, Н. Квецинский, Н. Потапов и другие были на передовых позициях в качестве саперов, танкистов, связистов. Во фронтовых условиях концертные бригады из числа преподавателей и студентов обслуживали фронтовые госпитали, войсковые части.
Сразу после освобождения родного города в 1943 году училище возобновило учебный процесс. Здание учебного корпуса было в руинах. Удалось разместиться в наполовину разрушенном здании, которое силами педагогов и студентов восстановили к началу нового 1943—1944 учебного года. И вновь закипела жизнь. Из сел и деревень изымались и реставрировались музыкальные инструменты, которые увезли туда фашисты, восстанавливалась библиотека нот и учебников. Возвращались старые учащиеся, был проведен набор новых. Постепенно количество преподавателей дошло до 43 человек. Вскоре деятельность преподавателей по восстановлению училища и возрождению учебного процесса была отмечена правительственными наградами: 9 человек награждены медалями СССР. В 1944 году училище закончили 7 новых специалистов: отделение фортепиано — Ф.Дирдак, И.Кунакова, В.Войко, отделение народных инструментов – баянист А.Попов, хоровое отделение Н.Шимонская. Четверо из них продолжили образование в консерваториях страны. В 1945 году в Саратов на российский конкурс были направлены студенты Сильченко и Алейникова, которые прошли с успехом на 2 тур, проводившийся в г. Москве, а затем были зачислены в Московскую консерваторию. За их подготовку преподаватель А.Р.Каминский получил Грамоту и премию в 1500 рублей.
В 1957 году по проекту архитектора И.Н. Маковецкого был надстроен ещё один этаж и восстановлено здание училища на проспекте Революции, 41.
Изменился внешний облик учебного заведения, прибавилось количество аудиторий. В 1958 году открылось отделение теории музыки, которое привлекло талантливую молодежь. В педагогический коллектив вливаются молодые талантливые педагоги – выпускники Московской, Львовской, Кишиневской, Ленинградской, Саратовской консерваторий. Начали открываться новые отделения и направления подготовки специалистов.
В последнее десятилетие ХХ века училище, несмотря на явный спад в решении экономических вопросов, испытывало подъем в организации образовательного процесса. Творческие коллективы совершили истинный «прорыв» в поле европейского образовательного пространства.
Ансамбль домристов «Дети России» участвовал в международном конкурсе, организованном под патронатом Президента ФРГ, Немецким национальным музыкальным обществом и привез в родной город звание Лауреата 1 премии (г. Гослар). Камерный хор училища «Музыкальное приношение» – Лауреат 2 премии двух международных конкурсов хоровых коллективов Европы (Италия, г. Рива-дель_Гарда и Германия), Лауреат 1 премии открытого регионального конкурса хоровых коллективов музыкальных училищ России им. Т. Хренникова (г. Елец). Камерный оркестр струнного отделения привез 1 премию «Cum laude» — «С почетом» из Бельгии (г. Неерпельт), где принял участие в международном конкурсе-фестивале молодежных струнных коллективов. Множество солистов инструментальных отделений стали Лауреатами престижных конкурсов в России и зарубежье. Потянулись на учебу в Воронежское музыкальное училище имени Ростроповичей и иностранцы: в 2004 году училище по классу балалайки закончил с отличием француз Себастьян Гиуйе, отделение фортепиано с последующим поступлением в Ростовскую консерваторию завершила китаянка Лю Ин.
По результатам трёх пройденных аттестаций, колледж имени Ростроповичей входит в число лучших музыкальных учебных заведений России своего профиля.
Коллектив стремится быть в курсе последних достижений музыкальной педагогической науки: в колледже работают 4 профессора, 1 доктор музыковедения, 7 кандидатов наук. 15 преподавателей имеют за достижения в педагогическом труде почетные звания народных и заслуженных артистов России, заслуженных учителей РФ, заслуженных деятелей искусств и заслуженных работников культуры России. Пятеро сотрудников завершили повышение квалификации, окончив аспирантуру. Качество подготовки молодых специалистов подтверждается результатами Государственной аттестацией выпускников. Ежегодно 70-80% выпускников продолжают обучение в профильных ВУЗах страны, а остальные пополняют творческие коллективы города и области, служат в военных оркестрах Московского военного округа, работают преподавателями и концертмейстерами школ искусств.
Директорами музыкального училища в послевоенный период служили: с 1943 по 1952 год – преподаватель теории музыки Евгения Васильевна Артёмова, с 1952 по 1953 год – Великородный, с 1953 по 1959 год – вокалист Владимир Романович Коваленко, с 1959 по 1963 год – преподаватель теории музыки Василий Иванович Жарков. С 1963 по 1966 год – Владимир Михайлович Букреев, с 1966 по 1990 год – скрипач, заслуженный работник культуры РСФСР Анатолий Иванович Потёмкин (1929—2000), с 1990- по настоящее время – баянист, заслуженный работник культуры России Игорь Тихонович Пустовалов.
Подлинным триумфом стало празднование в 2004 году 100-летия со дня основания училища. Приехавший в Воронеж на празднование юбилея выдающийся музыкант современности М.Л. Ростропович (имя династии выдающихся воронежских музыкантов Ростроповичей присвоено училищу в 2002 году) дал высочайшую оценку отчетным концертам, провел 5 незабываемых мастер-классов со студентами и творческими коллективами учебного заведения.
Очень трогательную поздравительную телеграмму коллективу студентов и преподавателей прислал Президент России В.В. Путин.
По результатам аккредитационной экспертизы выполнения Новых государственных образовательных стандартов (повышенного уровня) среднего профессионального образования России, учебному заведению установлено новое наименование. С 05 июля 2006 года оно называется так: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей».
Преподаватели и студенты колледжа своими успехами продолжают традиции, заложенные в предыдущие годы. Среди наиболее успешных побед последних лет можно назвать открытие в 2001 году нового направления подготовки специалистов – отделения «народного пения». Возглавила его народная артистка России, бывшая выпускница училища Екатерина Молодцова. За небольшой период работы отделение подготовило немало специалистов, снискавших всероссийскую известность. Выпускница 2005 года Ольга Чиркова завоевала на всероссийском конкурсе «Голоса России» Гран-При и премию имени Л. Руслановой. В настоящее время работает в Государственном ансамбле Людмилы Зыкиной «Россия». Выпускница этого же отделения Анжелика Буравлёва стала Золотой медалисткой 8 молодежных Дельфийских игр 2008 г., Новосибирск.
Студент отделения инструментов народного оркестра Лев Лавров к званию обладателя специальной премии им. Виктора Гридина, Золотой медали 2 всемирных Дельфийских игр, Обладателя Гран-При «Кубка Кубани» (г. Сочи, 2009 г.), добавил звания Призера Чемпионата мира среди баянистов и аккордеонистов (3 премия, Новая Зеландия), Лауреата премии Всероссийской общественной программы «Надежда России 2009 года» и медали Ломоносова. Не отстают от своих питомцев и преподаватели. В 2008 году защитили кандидатские диссертации преподаватель А.В. Коренева (кандидат исторических наук) и заслуженная артистка России, преподаватель Александра Михайловна Тырзыу (кандидат педагогических наук). А Наталия Константиновна Массалитинова, заслуженный работник культуры России, возглавляющая предметную комиссию отделения руководителей народного хора стала Лауреатом Премии Правительства России «Душа России» за вклад в развитие народного творчества.

Выдающийся маэстро современности, гениальный виолончелист и дирижер, М.Л.Ростропович посетил город Воронеж и Воронежское музыкальное училище в феврале 2002, 2004 годов и в декабре 2006 года, дал со студентами колледжа 5 замечательных Мастер-классов, вошедших в историю учебного заведения, и запечатлённых воронежской телекомпанией «Край воронежский» .

 

О ЗДАНИИ ВТОРОГО КОРПУСА КОЛЛЕДЖА

 

Объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой»,

кон. XIX − нач. ХХ вв.

Адрес: г. Воронеж, ул. Куцыгина, д.25

 

Здание расположено в сплошной застройке улицы Куцыгина. На основании стилистического анализа датируется концом XIX – началом XX в.

Прокладка улицы велась во второй половине XVIII века по генеральному плану 1774 года и продолжалась в первой половине XIX века. Первоначальное наименование – Верховая (Стрелецкая), поскольку служила нагорным продолжением Большой Стрелецкой, проходившей по Стрелецкому логу. Во второй половине XIX века в официальное употребление вошло скрашенное название: «Верхне-Стрелецкая». В отдельных источниках конца XIX – начала ХХ века улица именуется 3-й Девицкой (в отличие от проходивших параллельно – Большой Девицкой (9 Января) и 2-я Девицкая (Свободы)). Улица пролегала в купеческой, торгово-промышленной части города. В 1940-х годах Верхне-Стерельцкая переименована в честь Даниила Максимовича Куцыгина (1895—1942) – комиссара освободительного отряда народного ополчения, погибшего при штурме Чижовского плацдарма в годы Великой Отечественной войны.

В конце XIX – начале XX вв. здание располагалось в сплошной застройке Верне-Стрелецкой улицы, к торцевому фасаду вплотную примыкал одноэтажный объем соседнего дома, этот вывод позволяет сделать структура северо-западного торцевого фасада: отсутствие венчающего карниза, глухой фасад, руст лопатки по высоте второго этажа.

После Октябрьской революции 1917 года частный жилой дом был национализирован, использовался по первоначальному назначению. В годы немецкой оккупации Воронежа 1942—1943 гг. большинство зданий города значительно пострадало от бомбежек и артобстрелов, данные о степени повреждения «Жилого дома» № 25 по улице Куцыгина отсутствуют. После освобождения города в январе 1943 года и окончания восстановительных работ здание по-прежнему использовалось как жилой дом.

В 1971 году «Жилой дом» был приспособлен под размещение музыкального училища (ныне – ОГУК «Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей»).

Декоративная пластика фасадов объекта культурного наследия соответствует кирпичному стилю, распространенному в гражданской архитектуре конца 19 века. Фасадный декор дома огрублен в процессе эксплуатации, но легко читается на фасадах, несмотря на мощный штукатурный слой, искажающий архитектурный облик здания. Двухъярусные, рустованные лопатки выделяют края и середину фасада. Горизонтальное членение фасада создается междуэтажным карнизом, отделяющим более нарядный второй этаж от первого, который из-за повышения первоначальной отметки практически «врос» в землю. Венчающий карниз, закрытый свесами кровельного карниза, имеет множественные повреждения и утраты, полученные в результате ремонта крыши и изменения проектных отметок ее конструкций.

В настоящем облике фасада акценты создают ритм и рельефное оформление оконных проемов. На первом этаже окна квадратные лучкового завершения, забраны в контурные кирпичные наличники с клинчатой перемычкой лучкового очертания. На втором этаже проемы окон прямоугольные, очерчены клинчатой перемычкой с замковым камнем посередине. Под проемами помещены вытянутые по горизонтали прямоугольные ниши. Вертикальные края проемов акцентированы кирпичными рельефами, доходящими до нижней отметки венчающего карниза. Замковые камни, размещенные в центре композиции, оформляющей проемы, дополнены городками. В средней части фасада, выделенной лопатками, верхний оконный проем акцентирован нарядно оформленными полуколонками, на которых укреплен рельефный треугольный сандрик. Основание полуколонок утрачено.

Торцевой юго-восточный фасад повышен треугольным фронтоном, в тимпане которого, строго на оси симметрии, помещен высокий проем слухового окна — прямоугольного с арочной перемычкой. Оформление оконного проема второго этажа единообразно окнам, расположенным в боковых частях главного фасада.

Торцевой северо-западный фасад глухой, завершен щипцом. На оси симметрии фасада, на втором этаже организован оконный проем, диссонирующий с лаконичным обликом фасада.

В декоративном оформлении дворового фасада использованы те же пластические приемы, что и на главном фасаде. Вертикаль лопаток фланкирует углы фасада. Ритм оформления проемов каждого из этажей единообразен по всему фасаду, средняя часть не выделена. Фасадный декор перетерпел изменения и утраты. Фасадная плоскость утратила симметрию из-за устройства в крайнем проеме второго этажа дверного проема-входа в здание, который организуется по металлической наружной лестнице. Структура венчающего карниза не читается из-за понижения крыши.

В конце XX в. начале XXI в. во время ремонтов дома и в связи с заменой кровли были повреждены детали карниза и другие декоративные детали в завершении главного фасада.

В начале 1970-х годов при приспособлении здания под размещение музыкального училища здание было перепланировано, со стороны дворового фасада по месту крайнего западного оконного проема второго этажа был организован пожарный выход с металлической наружной лестницей, в фасадной стене северо-западного торцевого фасада произведено устройство оконного проема второго этажа.

В 1980-х годах со стороны северо-западного фасада между объектом культурного наследия «Жилой дом» и строением № 27 был пристроен корпус-вставка, через который был организован главный вход в здание В 2009 году была произведена замена заполнений оконных проемов здания, вместо деревянных оконных блоков установлены оконные блоки из ПВХ профиля, без сохранения прежних габаритов и расстекловки.

Предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» утвержден приказом управления культуры Воронежской области от 28.10.2010 № 505-ОД:

  • Объемно-пространственная композиция здания;
  • Пространственно-планировочная структура;
  • Фасадные плоскости со всеми декоративными элементами, на них расположенными;
  • Декоративно-пластическое оформление оконных проёмов второго этажа средней части главного фасада;
  • Оформление оконных проемов первого этажа;
  • Оформление оконных проемов второго этажа главного фасада;
  • Оформление оконных проемов второго этажа дворового фасада;
  • Междуэтажный карниз;
  • Венчающий карниз;
  • Лопатки.

Границы территории объекта культурного наследия утверждены приказом управления культуры Воронежской области от 8 декабря 2009 г. № 620-ОД «Об утверждении границ территорий и режима использования территорий объектов культурного наследия регионального значения, расположенных в городском округе город Воронеж».

Зоны охраны ОКН утверждены Постановлением правительства Воронежской области от 29.10.2015 № 836 «Об утверждении зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории городского округа город Воронеж, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон».

 

«Дом жилой». Фото 2014 года из архива АУК ВО ГИИКН

 

 

Вверх