Новости

СТУДЕНТЫ ОТДЕЛЕНИЯ ТЕОРИИ МУЗЫКИ ПИШУТ О СОБЫТИЯХ КОЛЛЕДЖА

20 ноября в малом зале Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей состоялся вечер, посвященный 100-летию замечательного композитора Михаила Иосифовича Носырева. Его творчество – композиторское и дирижерское – тесно связано с нашим городом и сыграло важную роль в его культурной жизни. Ведь великие, настоящие Личности побуждают к духовному росту.

Герои музыки Носырева волновали сердца слушателей в двадцатом и двадцать первом веке. В его симфониях, концертах, квартетах отразились Судьбы и мироощущение современников, переживающих драматические исторические события.

В роли исполнителей арт-проекта выступили студенты отделения теории музыки – Анна Утешева, Михаил Толстых, Лиана Андросова, Анна Ерохина, звукооператор Александра Назарова и студент отделения вокального искусства Кирилл Алехин. Автор проекта, кандидат искусствоведения Натэлла Казарян в своем вступительном слове погрузила аудиторию в атмосферу жизни и творчества уникального композитора – ее речь стала отправной точкой в путешествии по страницам «Песни торжествующей любви» Тургенева и одноименного балета Носырева.

 

Торжество Жизни, или ключ к Бессмертию

Автор: Маргарита Мочалина

Балет «Песнь торжествующей любви» запечатлел особую сторону личности композитора – открытость в проявлении эмоций, тонкость, лиричность и силу чувств, способность ценить жизнь, отдаваться ее совершенствам и несовершенствам, что свойственно по-настоящему сильным людям. История любви и дружбы, ревности и коварства, таинственных чар Востока, одухотворена вдохновенной музыкой балета.

В театрализованной композиции Натэллы Казарян «Песнь торжествующей любви» музыка Михаила Носырева сплетается в единое целое с ее поэтическим источником – повестью Ивана Сергеевича Тургенева. Взаимопроникновение пластов, синтез литературного и музыкального текста были воплощены усилиями студентов отделения теории музыки. Каждый из них привнес в этот текст собственное прочтение и интерпретацию, вложил в него частичку себя. Вместе им удалось создать гармоничное и цельное видение этого произведения. Безусловно, это отточенное актерское мастерство стоило им больших трудов и подготовки, однако результат – блистательное концертное выступление – несомненно того стоил.

Особое впечатление на меня произвела чарующая игра на скрипке Лианы Андросовой. Лиана на высоком эмоциональном подъеме исполнила соло из балета, которое импровизационно подводит к важнейшей теме – «Песне торжествующей любви», символу тайны и величия Любви.

«Страстная мелодия полилась из-под широко проводимого смычка, полилась, красиво изгибаясь, как та змея, что покрывала своей кожей скрипичный верх; и таким огнем, такой торжествующей радостью сияла и горела эта мелодия, что и Фабию, и Валерии стало жутко на сердце, и слезы выступили на глаза…»

Тема торжествующей любви – изломанная, хроматизированная, становится лейтмотивом балета и оказывает на слушателей гипнотическое воздействие. Извилистые повороты мелодии, преодолевая напряжение, напоминают восточную арабеску. В конце партитуры эту тему исполняет сопрано, воспаряя над звучанием оркестра и улетая в заоблачную высь. Чары не разрушить – «Песнь торжествующей любви» надолго остается не только в сознании Фабия и Валерии, но и в сознании слушателей.

Вечер стал поклоном памяти композитора, столь ярко и страстно воплотившим свое время в музыкальном искусстве.

Аплодисменты взволнованной и благодарной публики были для меня созвучны словам Германа Гессе: «И эти люди, чья жизнь весьма беспокойна, ощущают порой, в свои редкие моменты счастья, такую силу, такую невыразимую красоту, пена мгновенного счастья вздымается над морем страдания, что лучи от этой короткой вспышки счастья доходят и до других, их околдовывают».

Как мне кажется, это торжество – и есть торжество Жизни.

 

Три грани

Автор: Тамара Цой

«В юности это был праздник – слышать в филармонии музыку Михаила Иосифовича» вспоминала Натэлла Казарян.

Зал заполнил звук арфы, ее хрустальные переливы напоминали образ чего-то прекрасного и невинного. Слушатели словно растворились в музыке – не было слышно ни одного лишнего вздоха… Все слушали, затаив дыхание.

На последних звуках прелюдии, подобно одной из девушек эпохи Ренессанса, появилась Анна Утешева. Ее образ был подстать волшебной арфе, а ее лицо светилось одухотворенностью.

Следом в зал вошел студент отделения вокальное искусство – Кирилл Алехин. Молодой человек уверенным жестом распахнул обе двери и с тем же настроем начал повествование о сложной любовной истории Фабия, Валерии и Муция. Большое внимание Кирилл уделял игре со слушателем, его выделяла профессиональная манера подачи текста.

С этого момента можно было наблюдать контрапункт двух пластов – слова и музыки. Их взаимодействие особым образом воздействовало на восприятие слушателей. Однако еще одной гранью композиции явилась актерская игра исполнителей, их невероятная артистичность и яркость.

Три грани вступали в постоянное взаимодействие друг с другом, создавая новые сочетания. Эти сочетания впоследствии оказывали наиболее сильное воздействие, отражая главные нюансы всех сторон: возвращение Муция сопровождалось словом, актерской игрой, и отдаленным звучанием барабана; или же на слова «и уснули тревожным сном» интонация Лианы Андросовой звучала особенно взволнованно в сочетании с пиццикато струнных. Можно было бы привести еще множество примеров, где бы ощущалась тонкость в подходе объединения слова, музыки и актерской игры.

Смуглая кожа, длинные волосы, отрешенный взгляд Михаила Толстых способствовали созданию образа Муция.

Слияние живой музыки и аудиозаписи, определяло новый ракурс единения. Когда последняя нота одной из «заунывных мелодий» Муция почти растворилась в пространстве, вместо ожидаемого diminuendo «звук внезапно окреп, затрепетал звонко и сильно», обозначив мастерство исполнительницы Лианы Андросовой и звукооператора Александры Назаровой.

Выражение лица Лианы во время игры на скрипке менялось каждую секунду, а мечтательный взгляд в паузе повествования пленил каждого слушателя. Переживания нарастали, и в повествование включилась Анна Ерохина. Ее голос звучал с большой внутренней силой.

Каждый участник внес свой вклад в этот памятный вечер. Их самоотдача была оценена слушателями. Особую же роль в «трех гранях» сыграла именно музыка Михаил Иосифовича Носырева. Она стала главным и всесвязующим звеном, подобно «Песни торжествующей любви».

 

Вечер памяти Михаила Иосифовича Носырева

Автор: Лиана Трузян

Исполнителям удалось не только показать свое мастерство, но и тонкое понимание произведения. Солисты с большим чувством передавали слова Тургенева, создавая уникальный синтез музыки и поэзии.

Особое внимание заслуживает работа участников в театральном плане. Текст был тщательно отрепетирован, и каждое слово звучало четко и выразительно. Внимание к деталям – от интонации до мимики и движений – добавляло дополнительную глубину произведению. Каждый жест, взгляд, пауза становились важными компонентами общей картины.

Уже самое начало, когда сцена была пуста и звучала прекрасная прелюдия, стало захватывающим моментом. Качество звучания музыкального материала является еще одной важной составляющей проекта. Одним из значимых моментов стало внимание к громкости. Александра Назарова, находясь за пультом, чутко отнеслась к своей роли.

Кроме того, «изюминкой» была игра на скрипке Лианы Андросовой – ее отличала потрясающая техническая точность и эмоциональная насыщенность. Самый неожиданный и захватывающий момент — когда последний звук скрипки незаметно перешел в оркестровую ткань. Столь тонко и точно выполнила звуковую склейку звукооператор Александра Назарова.

Большое впечатление произвела стилизация костюмов, внимание к деталям каждого образа, что помогало проникнуть в глубины носыревской музыки и тургеневской прозы.

Тишина, царившая в зале, создавала ощущение полной сосредоточенности. Даже после концерта, когда Натэлла Казарян произносила заключительное слово, она сказала: «Я слышала, как вы дышите».

Концерт, посвященный Михаилу Носыреву, стал незабываемым событием. Выразительное исполнение, внимание к каждому нюансу и эмоционально насыщенная атмосфера зала сделали этот вечер неповторимым и надолго запоминающимся.

Вверх